В мае 1946 г. Георгий Маленков перестает быть руководителем секретариата ЦК ВКП(б), его сменяют и на посту начальника управления кадров партии. Формальным поводом для этого стало т.н. «авиационное дело» — обвинение руководителей ВВС и авиационной промышленности в поставках бракованной техники на фронты в годы войны. Отставку Маленкова ЦК мотивировал тем, что тот «как шеф над авиационной промышленностью и по приемке самолетов — над военно-воздушными силами морально отвечает за те безобразия, которые вскрыты в работе этих ведомств (выпуск и приемка некачественных самолетов), что он, зная об этих безобразиях, не сигнализировал о них в ЦК ВКП(б)». Протокол этого решения подписан А.А. Ждановым.
Но уже 13 мая 1946 г. постановлением Совета Министров СССР был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совмине, председателем которого Иосиф Сталин за три дня до того лично определил Георгия Маленкова. Заместителями председателя стали Д.Ф. Устинов и И.Г. Зубович. Назначение Г.М. Маленкова пояснил в своих мемуарах выдающийся ученый-конструктор, один из ближайших соратников С.П. Королева академик Б.Е. Черток: «Такие проблемы требуют комплексного системного подхода не только в науке, но и в организации. Нужен контроль в виде специального органа, во главе которого стоит член Политбюро, отчитывающийся непосредственно перед Сталиным и имеющий право принимать быстро, без бюрократических проволочек оперативные решения по развитию новой техники, обязательные для всех независимо от ведомственной подчиненности».
Изначальной политической целью, поставленной перед Маленковым, было создание межконтинентальных баллистических ракет для доставки ядерного оружия в любую точку нашей планеты. Это было ответной защитной мерой обескровленной, разрушенной войной страны на агрессивные планы бывших союзников. Историческая заслуга Г.М. Маленкова состоит в том, что было сформировано новое самостоятельное на- правление, названное в то время ракетно-реактивным движением, занимающее промежуточное положение между артиллерией и авиацией.
Центральной фигурой — стержнем формируемой исполнительной системы — стал Главный Конструктор. Важно подчеркнуть, что творческими руководителями вновь формируемых коллективов Г. М. Маленков утвердил бывших репрессированных: Сергей Павлович Королев возглавил ОКБ-123 на базе артиллерийского предприятия, а Валентин Петрович Глушко — ОКБ-456 на базе авиационного предприятия. Перед этим уникальным дуэтом была поставлена чрезвычайно сложная задача, в пер- вую очередь, догнать своего основного конкурента Вернера фон Брауна в создании ракет стратегического назначения.
Исходные условия в этой гонке были неравными. Ранее, в комфортных условиях, в Германии, обслуживаемой практически всей Европой, благодаря гению Брауна, впервые удалось создать новый тип ракетного вооружения, доведенного до реального применения. Наиболее ценный багаж, включая творческий коллектив, проектную документацию и партию готовых изделий, перекочевал в США. С нашей стороны, в отличие от Брауна, Королев и Глушко, оказавшись в одной камере казанского КБ при НКВД с 1939 по 1944 гг., сохранили лишь кадровое ядро малочисленного творческого коллектива и неукротимый фанатичный энтузиазм в создании новой техники.
В первые годы после подписания вышеуказанного Постановления руководством страны декларировалось неукоснительное копирование трофейных разработок Брауна, что нашло отражение в соз- дании первых ракет под индексами от Р-1 до Р-6. Ноконструкторыутверждали,чтомыдолжныидти своим путем, опираясь на собственные творческие возможности. В первую очередь в этом удалось убедить Г.М. Маленкова и Д.Ф. Устинова. Получив необходимые для такой работы условия, при абсолютной секретности, удалось создать шедевр, не имеющий аналогов в мировой практике. Было выполнено главное стратегическое поручение — со- здана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с двигателем РД-107. Вернера фон Брауна опередили не только по срокам (наша ракета создана за 12 лет), но и по качеству изделия. Эта разработка явилась фундаментом дальнейших космических свершений: запуска первого искусственного спутника земли, полета в космос Ю.А. Гагарина. До сих пор все пилотируемые запуски в нашей стране и за рубежом осуществляются с применением того, что было создано советскими учеными.
Роль Г.М. Маленкова в обеспечении достойной работы ученых-конструкторов иллюстрирует небольшой эпизод. Директор и парторг ракетного предприятия написали донос на В.П. Глушко. Маленков вызвал всех троих в Кремль, устроив очную ставку, резюмировал: «Прекратите третирование Валентина Петровича. Предприятие создано для реализации его идей. Вы же туда направлены в помощь ему, а не для постановки палок в колеса. Если же не уразумели сказанного, то придется вас убрать!» Первоначальный импульс, приданный спецкоми- тетом No 2, действовал практически до конца XX в. Последний грандиозный проект «Энергия — Буран», выполненный под руководством В.П. Глушко, уже без С. П. Королева и Г. М. Маленкова, используя предшествующий опыт, объединил работу более 70 союзных и республиканских министерств и ведомств, сочетая деятельность 128 крупных предприятий.